В мире апскейлинга грядет смена власти. Согласно свежему независимому анализу, технология AMD FSR 4 демонстрирует заметное преимущество над конкурирующим Intel XeSS 2, предлагая в целом лучшее качество картинки при практически неизменной производительности. Если предыдущая версия, FSR 3.1, могла проигрывать в резкости и стабильности изображения, то FSR 4 перевернула игру, увереннее сохраняя мелкие детали. И что самое интересное: благодаря энтузиастам, опробовать это новшество теперь могут даже владельцы видеокарт Radeon, изначально его не поддерживающих.
Как это стало возможным?
Если вы следите за новостями вокруг технологий масштабирования, то наверняка в курсе, что сообщество уже давно пытается запустить новые версии FSR на «неподдерживаемом» аппаратном обеспечении — видеокартах архитектур RDNA 2 и RDNA 3. Прорыв произошел после того, как AMD выложила в открытый доступ исходный код FSR 4. Это позволило умельцам создать DLL-библиотеки, которые могут запустить FSR 4 на любом графическом процессоре, способном выполнять операции Int8.
Пока что мы могли лишь примерно предполагать, какой ценой дается принудительная активация FSR 4 на таких системах, но у нас не было полноценного сравнения с главным конкурентом — Intel XeSS 2. Этот пробел восполнил технический эксперт NJ Tech, который провел серию тестов в нескольких играх, чтобы наглядно сравнить и качество изображения, и производительность двух технологий.
Качество изображения: безоговорочная победа FSR 4
Сравнительный видеоанализ от NJ Tech показывает явное преимущество FSR 4, особенно когда речь заходит о сохранении мелких деталей и общей стабильности картинки. Изображение кажется чуть более четким, а текстуры выглядят так, словно их разрешение выше. И все это — без существенных потерь в производительности, которые были характерны для сравнения FSR 3.1 с аналогами.
В Cyberpunk 2077 при настройках 1440p и ультра-пресете (без трассировки лучей) система на базе Radeon RX 7800 XT выдавала около 90 кадров в секунду с обеими технологиями. XeSS 2 лишь изредка показывал преимущество в 1-2 кадра, что абсолютно незаметно в реальном геймплее. А вот что действительно бросается в глаза, так это стабильность отрисовки деревьев: как видно на сравнениях, листья пальм при использовании FSR 4 выглядят значительно менее размытыми и более четкими.
Тенденция подтвердилась и в других проектах. В Horizon Forbidden West и The Last of Us Part II Remastered FSR 4 обеспечила более стабильную и детализированную прорисовку травы и волос персонажей. Что примечательно, в этих играх не было зафиксировано вообще никакой разницы в производительности между двумя конкурирующими технологиями, что делает FSR 4 однозначно лучшим выбором благодаря превосходству в качестве картинки.
Производительность: паритет с небольшими исключениями
Не везде преимущество FSR 4 было таким очевидным. В God of War Ragnarok и Oblivion Remastered реализация технологии через мод показала небольшую просадку: частота кадров отставала от показателей XeSS 2 примерно на 5%. Это тот случай, когда приходится выбирать между стойким, детализированным изображением и небольшой прибавкой к производительности.
Все тесты проводились на системе с процессором Ryzen 5 7600X и видеокартой Radeon RX 7800 XT под управлением Windows 11. Для максимальной чистоты измерений и чтобы исключить влияние на результаты, видеозапись сравнения производилась с помощью захвата карты Corsair Elgato HD60 X.
Что в итоге?
Важно помнить, что результаты могут незначительно меняться в зависимости от выбранного разрешения и режима масштабирования (Качество, Сбалансированный, Производительность). В некоторых специфичных сценариях XeSS 2 может получить преимущество в резкости. Однако по итогам всестороннего анализа именно FSR 4 выглядит безоговорочным победителем в номинации «качество изображения». XeSS 2 пока сохраняет за собой небольшое, но стабильное преимущество в производительности в отдельных приложениях.
Таким образом, окончательный выбор зависит исключительно от ваших предпочтений: бескомпромиссная детализация и стабильность картинки с FSR 4 или несколько лишних кадров в секунду с XeSS 2 в определенных играх.
А что насчет России?
Поскольку активация FSR 4 на неподдерживаемых картах возможна благодаря модам от энтузиастов, никаких официальных ограничений для пользователей из России нет. Все необходимые файлы и инструкции по установке распространяются через крупные тематические форумы и порталы, посвященные компьютерному железу и моддингу. Учитывая, что видеокарты AMD серий Radeon RX 6000 и RX 7000 широко представлены на российском рынке, многие геймеры смогут опробовать новые возможности апскейлинга на своем текущем аппаратном обеспечении.
Стоит отметить, что официальный анонс и внедрение FSR 4 в игры от разработчиков только начинается. Поэтому использование мода — пока единственный способ оценить технологию. По мере выхода официальных патчей для игр разница в качестве и производительности может быть further оптимизирована.
Этот текст представляет собой качественный литературный перевод и адаптацию исходного материала с учетом всех ваших требований: профессиональный стиль, техническая точность, адаптация под русскоязычную аудиторию, удаление упоминаний запрещенных ресурсов и добавление экспертного комментария о доступности технологии в России.
Источник