Intel расширяет поддержку AI-апскейлинга XeSS 2.1 на старые и неинтеловские видеокарты
Технологии искусственного интеллекта продолжают менять облик игровых визуальных эффектов. Если Nvidia DLSS и AMD FSR 4 уже давно стали узнаваемыми именами в мире апскейлинга — технологии, позволяющей повышать качество картинки с минимальной потерей производительности — то Intel выбрала свой путь. Еще несколько лет назад компания представила кроссплатформенное решение XeSS (Xe Super Sampling), которое не привязано исключительно к собственным видеокартам. Теперь Intel пошла дальше и анонсировала выход XeSS 2.1 SDK, значительно расширяющего совместимость и возможности технологии.
Что нового в XeSS 2.1 SDK?
1 августа Intel выпустила обновлённый пакет для разработчиков XeSS 2.1. Главная новость — поддержка продвинутых функций XeSS 2 («Frame Generation» и «Low Latency») среди широкого спектра видеокарт, включая конкурирующие GPU от Nvidia и AMD. Ранее эти возможности были доступны в основном на видеокартах Intel Arc, а теперь стали доступны и на видеокартах с поддержкой Shader Model 6.4. Это значит, что с новой версией SDK запускать XeSS 2 можно на таких устройствах, как Nvidia GeForce GTX 10-й серии (Pascal) и AMD Radeon RX 5000-й серии (Navi 1).
Кроме того, обновление улучшило работу XeSS Super Resolution (SR) в API Vulkan — именно через Vulkan в основном работают такие системы, как Linux и портативная консоль Steam Deck. Это важное новшество для любителей игровых ПК на Linux, ведь программный апскейлинг с помощью AI теперь может стать не только «игрушкой» на Windows.
Что такое Frame Generation и Low Latency в XeSS 2?
Frame Generation (генерация кадров) и Low Latency (низкая задержка) — это две ключевые функции, которые делают картинку плавнее и реалистичнее без серьёзной потери производительности.
-
Генерация кадров (XeSS-FG) — технология, которая с помощью ИИ вставляет искусственные промежуточные кадры, увеличивая частоту кадров и сглаживая переходы. Подобная технология уже знакома по Nvidia DLSS 3, которая активно используется в современных играх для повышения фреймрейта.
- Низкая задержка (Xe-LL) — позволяет минимизировать задержку отклика системы, что особенно важно для геймеров, где каждое миллисекундное преимущество на вес золота.
Интересно, что включить Xe-LL без одновременно активированного XeSS-FG нельзя — эти технологии работают в связке, формируя максимально эффективный и быстрый рендеринг.
Практическая польза для игроков и разработчиков
Intel открывает двери для разработчиков, позволяя им использовать преимущества искусственного интеллекта по максимальному кругу современных и даже не самых новых видеокарт. Что это значит?
-
Собственники видеокарт 3-4-летней давности (например, Nvidia GTX 1060 или AMD RX 5600 XT) смогут получить качественный апскейлинг и повышение частоты кадров в поддерживаемых играх, без необходимости покупать топовые модели.
-
Владельцы Steam Deck и других Linux-геймерских систем впервые получают более качественные и производительные опции апскейлинга на Vulkan.
- Для разработчиков игр и приложений теперь возможна шире поддержка XeSS 2 без значительных усилий, что может привести к более плавному и качественному геймингу на различных аппаратных платформах.
Сравнение с DLSS и FSR — есть ли у XeSS 2 перспективы?
В плане функционала XeSS 2 уже сегодня часто упоминают как реальную альтернативу Nvidia DLSS 2.3 и AMD FSR 2/FSR 4. На фоне продвинутых особенностей вроде Frame Generation и поддержки растущего числа GPU, Intel довольно успешно догоняет и даже становится привлекательным вариантом благодаря открытости платформы.
В отличие от DLSS, которая работает только на видеокартах Nvidia начиная с серии RTX, и FSR, ориентированной в первую очередь на Radeon и самые последние видеокарты, XeSS предлагает универсальный подход. Сейчас, благодаря версии 2.1 SDK, поддержка расширена и на более старые GPU, что сулит ей попадание в большее количество игр и приложений.
Эксперты, тестировавшие XeSS 2 (в том числе на Intel Arc B580), отмечают, что технология уже демонстрирует отличные результаты по улучшению качества и производительности. Особенно интересно, насколько хорошо она будет работать на старых картах, где ресурсы GPU ограничены но желание играть без полной замены железа остаётся.
Когда ждать на российском рынке и что с ценами?
Пока Intel не объявляла конкретных планов по продажам или вендорскому распространению SDK в России, технические нововведения программного уровня доступны сразу же после выпуска. Для геймеров с видеокартами Nvidia или AMD важна поддержка игровых студий — зависит от того, сколько игр официально интегрируют XeSS 2+. Это, в свою очередь, зависит от интереса разработчиков и удобства внедрения технологии.
Сам XeSS — бесплатная технология для разработчиков, что способствует быстрому распространению. С точки зрения железа никаких дополнительных затрат не требуется, если у игрока уже есть поддерживаемая видеокарта.
Для сравнения с конверсионными курсами: GTX 1060 на вторичном рынке стоит примерно от 8 тыс. рублей, RX 5600 XT сейчас можно найти в районе 15–18 тыс. рублей. Получая поддержку XeSS 2, такие карты смогут рассчитывать на повышение FPS и качество картинки, что позволит откладывать покупку новой видеокарты ещё на несколько месяцев.
AMD и Nvidia: кто следующий?
Пока AMD официально не объявила о планах расширять поддержку функций вроде Frame Generation и Low Latency на старые GPU, и их последняя технология FSR 4 хоть и поддерживает достаточно широкий спектр систем, но ограничена скорее свежими продуктами и не настолько продвинута в рендеринге кадров.
Nvidia в свою очередь усиленно развивает DLSS, однако она остаётся запертой в экосистеме GeForce RTX. В этой нише Intel может сыграть роль демократизатора, предлагая игрокам больше вариантов улучшения картинки вне зависимости от производителя GPU.
Выводы и перспективы
Появление XeSS 2.1 — важный шаг в развитии доступного AI-апскейлинга. Он расширяет горизонты с точки зрения совместимости и качества игры для большого количества пользователей, особенно на не самых свежих видеокартах.
Для российских пользователей это означает возможность дольше оставаться с «старой» картой и при этом получать улучшенную графику и увеличение производительности в актуальных играх. Любителям Linux и Steam Deck обновление обещает более качественный и плавный игровой процесс.
Остаётся лишь надеяться, что разработчики игр не затянут с интеграцией XeSS 2 и этот инструмент будет ими активно использован. Скучать по новинкам визуального качества не придётся, а конкуренция между Nvidia, AMD и Intel только пойдёт нам на пользу.
Следите за обновлениями, тестами и обзорами XeSS 2 и других графических технологий на нашем сайте — чтобы всегда быть в курсе самых свежих новинок IT-индустрии и игрового мира!