Специалисты издания PC Games Hardware (PCGH) провели, без преувеличения, самый масштабный тест графических ускорителей за последние годы, наглядно показав, каких высот достигла технология видеокарт за последние 16 лет. От флагманов прошлого до современных монстров мощностью 600 Вт — общая производительность выросла более чем в 25 раз.
В честь своего 25-летия редакция PCGH подготовила огромный сравнительный анализ, включивший 180 видеокарт, выпущенных с 2009 по 2025 год. Каждая из них прошла через множество синтетических и игровых тестов, включая 3DMark, Bioshock Infinite и Tomb Raider (2013). Это позволило выяви Improvements, принесённые каждым поколением архитектур — от печально известной горячей Fermi от Nvidia, которая стала мемом про «жарить яичницу», до Polaris, ознаменовавшей временное исчезновение AMD из сегмента высокого класса.
Чтобы сравнение было максимально честным, PCGH использовали исключительно игры с DirectX 11 — все карты могли запускать их нативно, без дополнительных исправлений. Тесты проводились на платформе с процессором Intel Core i9-14900KS и памятью DDR5-8200, при этом CPU был разогнан до 6,2 ГГц, чтобы минимизировать влияние процессорного瓶颈 на результаты современных GPU.
Гигантский скачок: от GTX 480 к RTX 5090
Наиболее показательным стало сравнение флагмана своего времени, NVIDIA GTX 480, с нынешним королём производительности — RTX 5090. В синтетическом тесте 3DMark Fire Strike новинка обошла предка на ошеломляющие 2 178%. В Bioshock Infinite, одной из культовых игр, RTX 5090 выдала 490 кадров в секунду против 50 у GTX 480 — разница составила 880%, превращая некогда плавную картинку в слайд-шоу. А в Tomb Raider (2013) преимущество и вовсе достигло 2 334%.

Не отстаёт и AMD: HD 5870 против современности
Не менее впечатляюще выглядит сравнение с другой некогда топовой картой — AMD HD 5870. Здесь RTX 5090 показала преимущество в 2 477% в 3DMark, 920% в Bioshock Infinite и колоссальные 2 790% в Tomb Raider.
Памяти много не бывает: актуальные требования к VRAM
Исследование также высветило проблему объёма видеопамяти. Как отметили в PCGH, ранее популярные 3–4 ГБ VRAM сегодня уже недостаточны даже для комфортной игры в проекты на DX11. Де-факто минимумом сейчас являются 8 ГБ, а для защиты от подтормаживаний в требовательных играх рекомендуется иметь 12–16 ГБ. В некоторых случаях большой объём памяти и хорошая оптимизация драйверов оказываются важнее, чем количество вычислительных блоков.
Что это значит для российского геймера?
Подобные тесты — отличный повод вспомнить, насколько значительно выросла производительность видеокарт. Мы часто фокусируемся на приросте от поколения к поколению, упуская общую картину. Современные GPU, включая ожидаемую RTX 5090, предлагают колоссальный скачок по сравнению с решениями даже пятилетней давности.
Что касается доступности, новые флагманские модели, как правило, появляются в российских магазинах с небольшим опозданием и по ценам, зависящим от курса и логистики. Ориентировочно, если MSRP составит $1600, в России её можно будет приобрести за ₽160 000 – ₽190 000 в первые месяцы после старта продаж. Для большинства геймеров более разумным выглядит выбор карт предыдущего поколения или моделей среднего ценового сегмента, где соотношение цена/качество остаётся наиболее attractive.
Полную версию исследования стоит изучить всем, кто интересуется видеокартами и их эволюцией. Это наглядный урок technological progress, который напоминает: иногда стоит оглянуться назад, чтобы по-настоящему оценить, как далеко мы продвинулись вперёд.